Для диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий (УУД) можно использовать, например, следующие методы:
- Наблюдение и экспериментальные ситуации. 1 Важно проследить, насколько целенаправленно и последовательно ребёнок действует на уроке, как воспринимает задание, сохраняет ли его на протяжении всего занятия, находит и исправляет ли самостоятельно ошибки, подчиняет ли своё поведение требованиям педагога. 1
- Использование типовых задач и методик. 5 Например, методика «Образец и правило» выявляет умение руководствоваться системой условий задачи. 3 Методика «Корректурная проба» помогает определить объём внимания (по количеству просмотренных букв, знаков) и его концентрацию (по количеству сделанных ошибок). 3
- Тестирование. 2 Диагностика проводится в форме тестов открытого и закрытого характера. 2 Проверка работ осуществляется с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. 2
- Метод проектов. 2 Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. 2
- Мониторинг. 2 Это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах. 2 Цель мониторинга — отслеживание динамики качественных показателей успешности учебного процесса, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие корректирующих решений. 2
При оценке регулятивных УУД важными показателями являются определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем, составление плана решения учебной задачи, осуществление контроля и коррекции способа и результата решения задачи, оценивание успешности решения задачи. 5