Адаптация образовательных программ для людей с ограниченными возможностями (ОВЗ) предполагает модификацию содержания, методов и форм организации учебного процесса. 2 Некоторые способы адаптации:
- Адаптация содержания обучения. 2 Нужно учитывать когнитивные, сенсорные и моторные особенности ребёнка. 2 Некоторые методы:
- Сокращение объёма материала. 2 Сложные темы разделяют на более простые блоки. 2
- Использование альтернативных способов представления информации. 2 Это могут быть схемы, картинки, аудиофайлы, практические упражнения. 2
- Применение адаптированных учебных пособий. 2 Например, книги с увеличенным шрифтом, аудиоуроки, электронные версии учебников. 2
- Модификация методов обучения. 2 Некоторые из них:
- Визуализация. 2 Презентации, карточки, иллюстрации помогают детям с нарушением слуха или когнитивными трудностями. 2
- Метод пошагового объяснения. 2 Материал преподносится небольшими порциями с частыми повторениями. 2
- Методы активного обучения. 2 Включают игровые элементы, ролевые ситуации, интерактивные задания. 2
- Организация пространства и использование технических средств. 2 Класс обустраивают с учётом нужд детей с ОВЗ (наличие поручней, удобных парт, шумоизоляции). 2
- Использование вспомогательных технических средств. 2 Это могут быть специальные клавиатуры, диктофоны, слуховые аппараты, тактильные учебные материалы. 2
- Психолого-педагогическая поддержка. 2 Важно поддерживать мотивацию к обучению через положительное подкрепление, создавать доверительную атмосферу на уроке, проводить индивидуальные консультации. 2
Адаптированная образовательная программа может реализовываться как для академической группы студентов, так и индивидуально, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана. 3