Модель Романа Якобсона применяется в анализе коммуникативных процессов, позволяя рассматривать речевое общение с точки зрения его структурообразующих элементов. 4
Некоторые аспекты применения модели:
- Определение роли адресанта и адресата. 4 Первый посылает сообщение, оформляя его в соответствие со значимой функцией, второй это сообщение принимает. 4
- Изучение контекста. 14 Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, которую оно передаёт. 1
- Анализ кода. 14 Специфика кода понимается как вид естественного языка или его речевая форма (разговорная речь, деловая речь и т. д.). 1
- Изучение контакта. 14 Акт передачи речевого сообщения устанавливает контакт между участниками коммуникации, который может проявляться в физическом канале или психологической связи. 4
Модель Якобсона может использоваться, например, в семейном общении, чтобы эффективно обмениваться информацией и взаимодействовать между членами семьи. 2 В таком случае каждый из элементов модели способствует этому процессу: 2
- Адресант. 2 Родители и другие взрослые в семье играют роль отправителей, инициируя коммуникацию и передавая сообщения детям. 2
- Адресат. 2 Дети, являясь адресатами сообщений в семье, учатся внимательно слушать и понимать то, что им передают. 2
- Код. 2 Дети осваивают язык и другие средства коммуникации, которые используются для передачи сообщений. 2
- Сообщение. 2 Важным аспектом в семейной коммуникации является содержание сообщения. 2
- Контекст. 2 Семейный контекст представляет собой фон, на котором происходит коммуникация. 2
- Контакт. 2 Один из ключевых элементов, так как он способствует развитию эмоциональной связи между родителями и ребёнком, а также обеспечивает эффективное обучение и воспитание. 2