Модель Гилфорда, в частности выделение структурных элементов креативности (беглости, гибкости, оригинальности и точности), послужила основой для разнообразных теорий других исследователей. 3
Некоторые из современных концепций обучения и развития одарённых детей, которые опираются на работы Гилфорда:
- Модель Дж. Рензулли, включающая три компонента: креативность, интеллект и мотивация. 2 По мнению учёного, одарённый человек должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлечённость задачей и высокий творческий потенциал. 2 Эта модель в дополненном или модифицированном виде используется во многих странах для диагностики одарённых детей. 2
- Методика, разработанная на основе концепции Гилфорда, позволяет диагностировать дивергентное (творческое) и конвергентное (интеллектуальное) мышление детей дошкольного возраста. 1 Тест одновременно выявляет отдельные компоненты одарённости — интеллект, креативность и мотивацию. 1
- Модель «Свободный класс», основанная на работах Гилфорда, предполагает систему свободных занятий, где дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, выбирают предметы изучения в соответствии со своими интересами. 5
Таким образом, модель Гилфорда повлияла на формирование современных подходов к обучению и развитию одарённых детей, способствуя изучению креативности и индивидуальному подходу к обучению.