Методы наблюдения и эксперимента применяются в педагогике следующим образом:
Наблюдение предполагает планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. 1 Это позволяет получить информацию о поведении и действиях учеников, а также о процессах, происходящих в классе. 3 Наблюдение проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. 1
Эксперимент в педагогике — это исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. 1 Цель эксперимента — установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. 1
В педагогической практике различают естественный эксперимент (в условиях обычного образовательного процесса, в привычной для испытуемого обстановке) и лабораторный, который протекает в специально созданных и контролируемых условиях. 1 Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. 1 Чаще всего используется естественный эксперимент. 1