Метод «Шесть шляп» в образовании и обучении — это приём групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. 1
Некоторые варианты применения метода на уроках:
- На уроках литературы шляпами можно воспользоваться для обсуждения художественного произведения, автора или литературного героя. 3
- На уроке искусства метод хорош для анализа творчества художников и музыкантов или групповых проектов школьников. 3
- На уроках физики, химии, биологии техника может быть задействована в ходе знакомства с научными открытиями учёных, удостоенных Нобелевской премии, теориями, в процессе групповых исследовательских работ. 3
Алгоритм работы с методом:
- Задаётся проблемная ситуация (вопрос, текст). 1 Она изначально должна быть многовариантной и не иметь однозначного ответа или решения. 1
- Класс делится на шесть групп. 1 Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию). 1 Цвет шляпы определяет направление развития мысли: 1
- Белая — самая нейтральная. 1 Участники этой группы оперируют только фактами. 1
- Жёлтая — солнечная, радостная, позитивная. 1 Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. 1
- Чёрная — негативная, мрачная, отрицающая. 1 Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. 1
- Красная — эмоции, страсть. 1 Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. 1
- Зелёная — творческая, креативная. 1 Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. 1
- Синяя — нейтральная, оценочная. 1 По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. 1
В зависимости от обсуждаемого вопроса порядок использования шляп может отличаться, а общее количество и вовсе сокращаться. 3 Однако наличие синей шляпы в конце и начале занятия обязательно. 3