Процесс обучения математике менялся на протяжении истории в зависимости от культурных и образовательных традиций.
В Древней Греции для упражнения в счёте служила клетчатая доска — «абак». 2 В ней были клеточки для единиц, десятков, сотен и так далее; на клеточки клали камешки или бобы, от одного до девяти. 2 На таких клетчатых счетах нетрудно было научиться сложению, вычитанию и даже умножению (делению — гораздо труднее), а потренировавшись, можно было производить эти действия и в уме. 2
В Древнем Египте для счёта использовали палочки. 3 Если палочек было много, то их писали друг под другом, чтобы их было поровну или на одну меньше в каждом ряду. 3 Для обозначения разрядов использовались иероглифы, которые были похожи на рисунки — кувшинка, жаба, палец и др.. 3 Чтобы считать быстрее, египтяне использовали абак — счёты с камешками, похожие на русские счёты. 3
В средние века арифметические действия и вычисления производились либо с помощью пальцев рук, либо на абаке. 4 В течение нескольких столетий математика оставалась только вспомогательной дисциплиной, отдельных кафедр и особых преподавателей математики не было. 4
В России возникновение методики преподавания математики связано с Петром I. 5 Развивались ремёсла, промышленность, нужны были новые кадры, поэтому он организовал подготовку специалистов, заботясь об образовании, прежде всего, математическом. 5
В конце XIX века в обучении математике активно использовались специальные средства: счётные палочки и различные предметы для счёта, таблица умножения, русские счёты, наглядные модели единиц меры. 1
Современный этап развития математики как учебного предмета характеризуется жёстким отбором основ содержания, чётким определением конкретных целей обучения, межпредметных связей, требованиями к математической подготовке учащихся на каждом этапе обучения, усилением воспитывающей и развивающей роли математики, её связи с жизнью, систематическим формированием интереса учащихся к предмету и его приложениями. 5