Подход к обучению литературному анализу в школах менялся в зависимости от культурных и ценностных представлений эпохи. 2 Некоторые этапы эволюции:
- Начало XIX — 30-е годы XIX века. 2 Логический и стилистический анализ на основе риторики. 2
- 40–60-е годы XIX века. 2 Сравнительно-исторический анализ языка произведения на базе мифологической теории. 2
- 60–80-е годы XIX века. 2 Социально-исторический анализ на основе культурно-исторической школы. 2
- 80-е годы XIX века — 20-е годы XX века. 2 Психологический анализ. 2
- В 60-е годы. 2 Методика анализа видоизменяется: его научной основой становится историко-функциональное изучение литературы. 2
- 1990-е годы. 3 Обновлялось содержание программы по литературе, в неё входили новые авторы и произведения. 3 Литературное произведение рассматривалось в широком контексте истории, разных видов искусства, жизни страны, событий в мире. 3 Упор делался на творческую деятельность учеников и учителей. 3 Появились медиаматериалы (видеоуроки, электронные приложения, творческие медиатексты). 3
- В 1990-х и в начале 2000-х годов. 3 Тон задавала научно-методическая школа Владимира Маранцмана, в основе которой лежал принцип диалога: учителя с учеником, читателя-школьника с художественным произведением, с самим собой и с миром. 3
- 2010-е годы. 3 Появилось множество терминов, связанных с чтением (читательская грамотность, читательская компетентность и другие). 3 Развивались проекты, которые мотивировали детей к чтению с помощью информационных технологий. 3 В 2012 году был введен ФГОС, целью которого было формирование компетенций на основе национальных ценностей, включая навыки чтения. 3
- В современной школе. 4 В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему. 4 При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения. 4 При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения. 4