Подход к изучению фонетики в лингвистике менялся с течением времени, например:
- В древности учёные проявляли внимание к звукам речи. 2 Известны трактаты Древней Индии и Древнего Египта, посвящённые изучению звукового строя языка. 2
- В XVII веке возник интерес к исследованию акустической стороны звуков. 2 Были исследованы их физические свойства, а также способы образования. 2
- На рубеже XVIII–XIX веков фонетическая теория активно развивалась в Германии. 2 Христиан Краценштейн разработал основы акустической теории гласных, которые в дальнейшем были дополнены Г. Гельмгольцем и положили начало возникновению речевой акустики как самостоятельного раздела внутри общей теории звука в физике. 2
- Во второй половине XIX века появилась экспериментальная фонетика. 2 Изучение звуков начали проводить с помощью специальных приборов, которые позволяли измерить колебания голосовых связок, зафиксировать положение органов артикуляции при произнесении тех или иных звуков. 2
- В конце XIX века учёный Бодуэн де Куртенэ предложил разделить единую фонетику на две дисциплины, для которых в дальнейшем закрепились названия «фонетика» и «фонология». 5 Первая из этих дисциплин изучала артикуляционные и акустические свойства звуков речи, фиксируя как можно более точно любые их различия, вторая же дисциплина рассматривала «фонационные представления» в человеческой психике. 5
- В 1920–1960-е годы активно развивалась дисциплина, получившая название фонологии. 5 Она стала полигоном для выработки структурных методов изучения языка. 5
- С начала 1960-х годов лингвисты-теоретики отошли от традиционной концепции фонемы, предпочитая рассматривать базовые единицы на более абстрактном уровне, как компонент морфем. 1
- В последние годы был инициирован комплексный подход к фонологической теории, сочетающий синхронные и диахронические объяснения звуковых паттернов. 1