Подход к изучению фонетического разбора слов в разных системах образования мог меняться, например:
- В европейских языках с момента появления системы школьного образования детей обучали чтению при помощи фонетического метода. 3 Ученики начинали учиться читать с изучения алфавита и соответствующих каждой букве звуков (фонем), затем изучали чтение буквосочетаний и отдельных простых слов. 3
- В США в конце XIX века министр образования штата Массачусетс Хорас Манн стал продвигать идею, что обучение фонетическим методом устарело. 3 Традиционную фонетическую школу начали обвинять в том, что детям навязывалась нудная зубрёжка звуков и букв, что негативно отражалось на желании читать и демотивировало детей. 3 С 20-х годов XX века фонетическую школу постепенно заменили на методику обучения чтению целым словам. 3
- В Великобритании с 2003 года фонетический метод признали приоритетным. 3 С 2010 по 2015 была проведена реформа по обучению чтению в государственных школах, в рамках которой отменили тестирование первоклассников на знание названий букв алфавита, так как было доказано, что изучение названий букв мешает обучению чтению. 3
- В системе развивающего обучения Л. В. Занкова на первом этапе обучения чтению звуковой анализ превалирует над самой процедурой чтения. 57 Ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах. 57
- В образовательной системе «Планета знаний» в 1 классе в добукварный период дети изучают звуковое строение слов, установление числа и последовательности звуков в слове. 7 Происходит осознание смыслоразличительной функции звуков, сопоставление слов, различающихся одним звуком. 7