Вопросы к Поиску с Алисой
Представление о научной рациональности менялось от классической к постнеклассической науке следующим образом:
Классическая наука стремилась при описании и теоретическом объяснении устранить всё, что относится к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности. masters.donntu.ru Идеалом было построение абсолютно истинной картины мира и теорий, точно и однозначно соответствующих объекту. vphil.ru Полагалось, что из двух альтернативных теоретических описаний одной и той же области опыта истинным может быть только одно. vphil.ru
Неклассическая наука отвергала объективизм классической науки, отбрасывала представление реальности как чего-то не зависящего от средств её познания, субъективного фактора. masters.donntu.ru Основными объектами исследования стали сложные саморегулирующиеся системы. vphil.ru Познающий разум рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. vphil.ru
Постнеклассическая наука характеризуется постоянной включённостью субъективной деятельности в «тело знания». masters.donntu.ru Стратегией развития современной (постнеклассической) науки определяет освоение сложных, саморазвивающихся систем. vphil.ru В постнеклассической науке удельный вес междисциплинарных исследований резко возрос. vphil.ru В естествознании применяются методы исторической реконструкции, компьютерного моделирования и т. д.. spravochnick.ru Наука перестаёт быть ценностно отстранённым явлением. spravochnick.ru
Таким образом, в классической науке доминировал идеал, согласно которому объяснение и описание должно включать только характеристики объекта, в неклассической науке — идея зависимости объекта со средствами и операциями деятельности, а в постнеклассической науке — соотнесение знаний не только со средствами познания, но и с ценностными структурами деятельности. masters.donntu.ru prezi.com