Возможно, имелись в виду изменения понятия цикла в литературе, которые происходили без связи с развитием полиграфии.
На рубеже XVIII–XIX веков в европейском искусстве «цикл» стал широко использоваться в качестве отдельного поэтологического понятия. 5 Многие произведения того периода теоретически соответствовали жанровой форме цикла, но таковыми не именовались, поскольку более употребительными считались иные определения, например «особые поэмы» или «лирические романы». 5
На рубеже XIX–XX веков эстетические запросы времени перерастали традиционный канон рассказа, что заставляло писателей обращаться к циклу как своеобразному жанровому «мостику» в объединении сюжетов, героев, идей в целое. 5
В XX веке развитие прозаического цикла получило новый толчок. 3 В период, когда возвращаться к прежней схеме романа было нецелесообразным, а его новая концепция ещё только вырабатывалась, всё больше авторов начинали использовать цикл как промежуточный способ объединения героев и сюжетов в одно целое. 3
Во второй половине XX века, начиная с 1960-х годов, происходило дальнейшее осмысление термина «цикл» в теории русской литературы. 4 Исследователи обращались к проблеме цикла в контексте творчества отдельных авторов и выделяли циклообразующие признаки, характерные для произведений того или иного писателя. 4 Это привело к тому, что «само понятие „цикл“ толковалось по-разному, в зависимости от того, каким представал он в творчестве избранного автора». 4