Понимание мира идей в античной философии менялось на разных этапах. 3
На раннем (досократическом) этапе главные вопросы философии были связаны с изучением природы (натурфилософией). 1 Например, элейская школа вводила термин бытия и формировала одну из первых метафизических онтологических концепций, в которой описывала природу бытия на парадоксальных основаниях — единстве и неделимости мира, иллюзорности понятий движения и времени, отсутствии пустоты между телами, процессов порождения и разрушения. 3
В классический период центр философских проблем смещается к изучению человека и общественного устройства. 1 Сократ создаёт новый инструмент размышлений и ведения диалога — майевтику, диалектическое искусство вопросов, раскрывающее любое понятие через канву его противоречий. 3
Платон углубляет и развивает учение о человеке и познании, создавая законченную объективно-идеалистическую картину мира, в которой утверждается идея существования помимо чувственного, материального бытия, иного возвышенно-духовного, которое оказывается более значимым и определяющим. 3
Аристотель разрабатывает дуалистическое видение мира, в котором материя и форма (идея) выступают равноправными субстанциями. 3 Он закладывает классическую логику, формулирует понятия знания, его истинности и ложности. 3
В эллинистический период философский интерес обращается от идей преобразования общества к внутреннему самосовершенствованию личности. 1 В этот период можно выделить три основных направления: стоицизм, эпикурейство, скептицизм. 3 Стоицизм рассматривал мир как непознаваемый и непредсказуемый, следующий законам Логоса, в котором задача человека состоит в отрешении от чувств и обретении состояния невозмутимости, эмоциональной апатии, позволяющем сохранять устойчивое и рациональное отношение к происходящему. 3 Эпикурейство, напротив, делает упор на чувственности человека. 3 Не разум, а именно чувственность является источником представлений о мире, а также средством устранения тревог и несчастий. 3 Скептицизм провозглашает принципиальную непознаваемость мира ни разумом, ни чувствами, в связи с чем любые тревоги и страхи не являются обоснованными, поскольку человек не может быть уверен ни в чём. 3