Программы подготовки специалистов в области естественных наук менялись на протяжении истории. 25
В Российской империи после принятия Устава 1863 года студенты-естественники получили возможность специализироваться в области химии, геологии, географии, различных отделов биологии (ботаники, зоологии, физиологии). 2 На старших курсах, начиная со второго, необязательные предметы преобладали над обязательными. 2 Набор обязательных предметов был одинаков для всех студентов-естественников, из необязательных же они могли выбрать те, которые отвечали их научным интересам. 2
К концу XIX века для активизации процесса подготовки учёных-исследователей разрешили использовать практические занятия: семинары, коллоквиумы и консерватории. 5 Особую значимость для подготовки исследователей в области естественных наук приобрела экспериментальная работа, которая проводилась в лабораториях университетов. 5
В 1930-е годы в рамках реформы высшей школы было широко внедрено производственное обучение. 1 Оно производилось как на базах, которые были открыты в Московском университете, так и непосредственно в производственных условиях: на фабриках, заводах и других производственных предприятиях. 1
В США в 1880-х годах в образовательную систему пришла немецкая модель исследовательского института. 7 Она предполагала, что университет — это место, которое производит передовые научные изыскания и обеспечивает высший уровень подготовки для интеллектуальной элиты. 7 Новая модель добавила в американскую систему научную авторитетность, которой ей явно не хватало. 7
В конце XX века и в начале XXI века программы подготовки специалистов в области естественных наук претерпели значительные изменения. 9 Все отрасли естествознания развиваются быстрыми темпами, происходят процессы интеграции научного знания, активно развиваются междисциплинарные науки. 9 Особое место отведено экологическим дисциплинам. 9