Подходы к определению понятия «молодёжь» в социальных науках менялись в зависимости от периода и научных направлений. 25 Некоторые из них:
- В XIX веке в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса сформировался классовый подход к молодёжи, появилось понятие «подрастающее поколение». 2 Под ним подразумевалась часть всех классов. 2
- В 1960-х годах социология молодёжи стала самостоятельной отраслью социологических знаний. 2 В этот период молодёжь стали рассматривать как одну из угроз, которая может повлиять на стабильность общественной жизни. 2
- В 1968 году В. Т. Лисовский дал одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». 13
- В 1980-х годах молодёжная проблематика расширилась, и исследователи стали уделять внимание таким направлениям исследований, как рискологическое, культурологическое, структурно-функциональное. 2
- С 90-х годов XX столетия доминирующим становится социальный фактор неопределённости, а молодёжь рассматривается как переход из состояния биологической неопределённости в новую неопределённость — социальную. 4
Также существуют разные подходы к определению молодёжи, например:
- Психофизиологический. 5 Молодость представляет собой период развития человеческой личности между половой зрелостью и полной зрелостью. 5
- Социально-психологический. 5 Молодёжь — группа людей определённого возраста, для которых свойственны биологические особенности и психологические отношения определённого характера. 5
- Конфликтологический. 5 Молодость — проблемная стадия развития человека, а также своего рода затяжной конфликт между человеком и обществом. 5
- Стратификационный. 5 Молодёжь — особая социально-демографическая группа, которая выделяется по возрасту, особым социальным позициям: она занимает особое положение в структуре социального пространства. 5
- Социализационный. 5 Молодость — период активного включения молодых людей в общественную жизнь при помощи механизмов первичной и вторичной социализации. 5
- Аксиологический (ценностный). 5 Молодость — значимый с точки зрения социологии и важнейший этап в жизни человека. 5