Подходы к анализу литературных произведений менялись в зависимости от эпохи и ценностных ориентаций. 1 Некоторые этапы эволюции:
- Античность. 2 Из-за мифологизации мышления древних греков и римлян художественные произведения этой эпохи нельзя рассматривать с позиций духовно-нравственных критериев начала XXI века. 2 Античная литература в большей степени развивалась в докнижную эпоху, её произведения существовали в публичных формах. 2
- Эпоха Возрождения. 5 Доминирующий до той поры в рамках нормативной поэтики принцип словесной организации художественного текста сменяется принципом тематической организации. 5 Это ведёт к перераспределению акцентов внутри категорий — стиль, жанр, автор, и заново перестраивает их иерархию. 5
- Эпоха Романтизма. 2 Литература этой эпохи актуализировала в читательском сознании достижения эпох Средневековья и Барокко. 2
- Эпоха Постмодернизма. 2 Стремилась выстроить новую систему писательско-художественной практики на полном отрицании сложившихся в разных периодах развития литературы традиций. 2
В разные периоды господствовали определённые типы анализа: 1
- Логический и стилистический анализ на основе риторики — начало XIX в. — 30-е гг. XIX в.. 1
- Сравнительно-исторический анализ на базе мифологической теории — 40–60-е гг. XIX в.. 1
- Социально-исторический анализ — 60–80-е гг. XIX в.. 1
- Психологический анализ — 80-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в.. 1
- Иррациональные концепции анализа — пограничная зона «рубежа веков». 1
- Формальное направление в анализе — 1915–1925 гг.. 1
- Марксистско-ленинский анализ — 30–50-е гг. XX в.. 1
- Осознание специфики и особой природы школьного анализа и его утверждение на основе историко-функционального изучения литературы — 60–70-е гг. XX в.. 1
Какой-либо один тип анализа не способен отразить всю многоликую содержательность литературного творчества, поэтому многие из исторически сложившихся способов осмысления литературных явлений в «снятом» виде присутствуют в современной практике анализа. 1