Методы обучения менялись на протяжении истории педагогики в соответствии с развитием человечества, изменением целей обучения и совершенствованием общей культуры общества. 5 Некоторые этапы эволюции:
- Подражание. 14 На ранних этапах общественного развития передача социального опыта осуществлялась в процессе совместной деятельности детей со взрослыми, на основе подражания. 1 Дети овладевали способами и приёмами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д.. 1
- Словесные методы. 14 По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объёма накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребёнком необходимого культурного опыта. 1 Появились словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа, объяснение). 4
- Догматические методы. 2 Они возникли в период средневековья, когда религиозные верования занимали приоритетное место в образовательной сфере. 2 В основу обучения по догматической методике были положены библейские писания. 2
- Наглядные методы. 2 Они завоевали популярность в период великих географических открытий, когда словесные методы становились малоэффективными. 2 Требовалось развивать практические навыки, умения применять теорию в реальной жизни, ввиду чего возникли такие методы, как эксперимент, наблюдение, упражнение. 2
- Эвристические методы. 2 Эти методы относились к разновидности словесных, но были ориентированы на учёт индивидуальной специфики качеств учащихся, их стремлений и потребностей, развитие навыков самостоятельности и саморазвития. 2
- Практические методы. 2 Они появились в период развития концепции деятельностного обучения. 2 Предполагалось, что ознакомление с теорией не приносит должного познавательного эффекта без её практической реализации. 2
- Исследовательские методы. 2 Развивались на базе практических методов. 2 Развитие навыков самостоятельности позволяло начать применять собственный опыт для решения проблем, поиска путей достижения поставленных целей и задач образования. 2
- Методы проблемного обучения. 2 Эти методы базируются на постановке проблемы и её самостоятельном разрешении учащимися. 2
- Методы развивающего обучения. 2 Они связаны с развитием личностно-ориентированного подхода в образовании. 2 В этот период личность ребёнка и её развитие ставятся на приоритетное место в учебно-воспитательном процессе. 2
Средства обучения также менялись на протяжении истории педагогики. 8 Некоторые из них, возникшие много веков назад, уже не применяются в школе (абак, счёты, логарифмическая линейка и т. д.). 8 Но есть и такие средства, которые в обучении используются до сих пор (книга, доска, мел и т. д.). 8
Американский учёный К. Керр выделяет четыре «революции» в развитии методов в зависимости от преобладающего средства обучения: 1
- Первая состояла в том, что родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям. 1
- Сущность второй — замена устного слова письменным. 1
- Третья — когда в обучение было введено печатное слово. 1
- Четвёртая (современная) предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения. 1