Методы обучения менялись на протяжении истории педагогики в соответствии с развитием человечества, изменением целей обучения и совершенствованием общей культуры общества. www.bibliofond.ru Некоторые этапы эволюции:
- Подражание. infourok.ru www.sutori.com На ранних этапах общественного развития передача социального опыта осуществлялась в процессе совместной деятельности детей со взрослыми, на основе подражания. infourok.ru Дети овладевали способами и приёмами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д.. infourok.ru
- Словесные методы. infourok.ru www.sutori.com По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объёма накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребёнком необходимого культурного опыта. infourok.ru Появились словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа, объяснение). www.sutori.com
- Догматические методы. spravochnick.ru Они возникли в период средневековья, когда религиозные верования занимали приоритетное место в образовательной сфере. spravochnick.ru В основу обучения по догматической методике были положены библейские писания. spravochnick.ru
- Наглядные методы. spravochnick.ru Они завоевали популярность в период великих географических открытий, когда словесные методы становились малоэффективными. spravochnick.ru Требовалось развивать практические навыки, умения применять теорию в реальной жизни, ввиду чего возникли такие методы, как эксперимент, наблюдение, упражнение. spravochnick.ru
- Эвристические методы. spravochnick.ru Эти методы относились к разновидности словесных, но были ориентированы на учёт индивидуальной специфики качеств учащихся, их стремлений и потребностей, развитие навыков самостоятельности и саморазвития. spravochnick.ru
- Практические методы. spravochnick.ru Они появились в период развития концепции деятельностного обучения. spravochnick.ru Предполагалось, что ознакомление с теорией не приносит должного познавательного эффекта без её практической реализации. spravochnick.ru
- Исследовательские методы. spravochnick.ru Развивались на базе практических методов. spravochnick.ru Развитие навыков самостоятельности позволяло начать применять собственный опыт для решения проблем, поиска путей достижения поставленных целей и задач образования. spravochnick.ru
- Методы проблемного обучения. spravochnick.ru Эти методы базируются на постановке проблемы и её самостоятельном разрешении учащимися. spravochnick.ru
- Методы развивающего обучения. spravochnick.ru Они связаны с развитием личностно-ориентированного подхода в образовании. spravochnick.ru В этот период личность ребёнка и её развитие ставятся на приоритетное место в учебно-воспитательном процессе. spravochnick.ru
Средства обучения также менялись на протяжении истории педагогики. {8-host} Некоторые из них, возникшие много веков назад, уже не применяются в школе (абак, счёты, логарифмическая линейка и т. д.). {8-host} Но есть и такие средства, которые в обучении используются до сих пор (книга, доска, мел и т. д.). {8-host}
Американский учёный К. Керр выделяет четыре «революции» в развитии методов в зависимости от преобладающего средства обучения: infourok.ru
- Первая состояла в том, что родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям. infourok.ru
- Сущность второй — замена устного слова письменным. infourok.ru
- Третья — когда в обучение было введено печатное слово. infourok.ru
- Четвёртая (современная) предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения. infourok.ru