Трактовка понятия «компетенция» в современной науке менялась в зависимости от особенностей развития общества и социального контекста, в котором использовался этот термин. 5
В 1960–1970 годах в научный аппарат ввели категорию «компетенция» и создали предпосылки разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». 15 В этот период начали исследовать разные виды языковой компетенции и ввели понятие «коммуникативная компетентность». 1
В 1970–1990 годах категории «компетенция» и «компетентность» широко использовали в теории и практике обучения языку, в менеджменте, в обучении общению, в образовании. 12 Предпринимались попытки разделить эти понятия и наполнить их смысловыми компонентами. 2
С 90-х годов XX века до настоящего времени в документах и материалах ЮНЕСКО очерчивали круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. 2 В этот период в России понятие «компетентность» стали рассматривать в контексте психологии труда и педагогической коммуникации. 3
В России понятие «компетенция» рассматривают как динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей. 4 В этом контексте компетенция или набор компетенций означает, что человек приводит в действие определённую способность или навык и выполняет задачу таким образом, что можно оценить уровень её выполнения. 4
За рубежом существуют разные подходы к изучению компетенций. 3 Например, американская школа ставит во главу угла выявление поведенческих характеристик компетенции, английская школа ориентирована на выявление и совершенствование профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, французская школа при определении компетенций включает в себя поведенческие характеристики и предшествующие знания, и опыт обучаемых, немецкая школа выделяет профессиональные, личностные и социальные компетентности. 3