Система производственного обучения менялась и развивалась в связи с развитием производства и профессионального образования. 2 Некоторые этапы изменений:
- Появление операционной системы. 12 В условиях разделения труда требовалось расчленить производственный процесс на отдельные операции и приёмы. 1
- Разработка моторно-тренировочной системы (системы ЦИТ). 12 Появление конвейерного массового производства повлияло на разделение труда и изменение деятельности рабочего. 2 Система устанавливала четыре периода обучения: упражнения в выполнении трудовых действий и приёмов, трудовых операций, изготовление специально подобранных изделий и самостоятельная работа. 2
- Создание операционно-комплексной системы. 1 Она объединила лучшее из моторно-тренировочной и операционно-предметной систем. 1 Объектами изучения последовательно становились трудовые движения, рабочие приёмы, операции и технологические процессы в целом. 1
- Введение проектно-конструкторско-технологической системы. 1 Введение в базисный учебный план предмета «Технология» потребовало разработки новой системы технологического и производственного обучения. 1 Планирование, конструирование, проектирование и творческий подход к разработке технологических процессов стали неотъемлемыми частями системы. 1
Кроме того, в разные периоды учёные предлагали и обосновывали другие системы производственного обучения, например технологическую, предметно-технологическую, проблемно-аналитическую и приёмо-комплексно-видовую. 3