Система оценки знаний в истории российского образования претерпевала следующие изменения:
- Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году. 1 Тогда оценки были словесными, многообразными в пределах полярных понятий «хорошо — плохо». 1
- В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. 2 Прижилась 5-балльная, которая была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения. 2
- В конце XIX века родилась идея безотметочного обучения. 1 Вместо отметок учителя стали зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причём в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность ученика в школе и вне её. 1
- В 1939 году вернулись словесные оценки («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). 1 В 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5). 1 5-балльная система оценки знаний была снова официально узаконена и практически всю советскую эпоху не модернизировалась (исключая отдельные эксперименты). 1
- В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. 2
В 2001 году Россия ввела новую сложную систему оценивания знаний — ЕГЭ (единый государственный экзамен). 6