В процессе личностно-ориентированного образования произошло перераспределение ролей учителя и ученика: ведущая роль учителя была ограничена, ему присвоили функции помощника, консультанта, советника. 12
Роль учителя:
- Педагог становится не столько «источником информации» и «контролёром», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. 2
- Учитель организует учебную деятельность, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. 4
- Учитель помогает детям планировать свою деятельность, поощряет их самостоятельно оценивать результаты своей работы и исправлять допущенные ошибки. 1
Роль ученика:
- Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения. 3
- Ученик не подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. 4
- Ученик является субъектом деятельности учителя, деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. 4
Таким образом, при личностно-ориентированном обучении учитель и ученик становятся равноправными партнёрами по учебному общению. 3