Концепция среднего образования менялась с развитием общества. 2
В эпоху Ренессанса (XVIII–XIX века) началось формирование концепций формирования целостной личности. 2 Например, «Школа радости» В. де Фельтре предоставляла детям из обеспеченных семей возможность свободного физического и умственного развития. 2
В советский период тенденции развития содержания среднего образования определяли партийные решения и установки. 2 Они требовали создать учебно-воспитательное учреждение по развитию человеческой личности, свободной от классовых предрассудков, способной к духовному самосовершенствованию, а также овладению нужными обществу профессиями. 2
В постсоветской России идея обязательного среднего образования утратила характер императивности и принудительности в отношении участников образовательного процесса. 1 На смену идее об обязательности среднего образования пришёл тезис о его общедоступности. 1
Современная концепция среднего образования направлена на воспитание гуманной личности, призвана объединять и интегрировать материал, который нужен для специальной подготовки человека, способного к активным действиям в обществе. 2 Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования также являются учёт интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом, максимальное развитие способностей ребёнка независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания. 3