При изменении звукового состава слова восприятие речи может меняться в зависимости от уровня развития фонематического восприятия — способности различать звуковой состав слова. 13
При хорошем фонематическом восприятии человек чётко воспринимает все звуки речи. 23 Он может ответить на вопросы: сколько слогов в слове, сколько в нём звуков, какой согласный звук стоит в конце слова, какой гласный звук в середине слова. 14
При недоразвитом фонематическом восприятии страдает понимание речи. 23 Человек не может отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для него звучат одинаково. 23 Например: сами — сани, луг — лук, лиса (животное) — леса (мн. число слова лес). 23
Таким образом, хорошее фонематическое восприятие позволяет чётко воспринимать все звуки речи, а недоразвитое — приводит к трудностям в понимании речи и формировании навыков звукового анализа. 13