Роль взрослого в современных проектах для дошкольников меняется на партнёрскую. 1 Педагог становится равноправным участником общей работы с детьми, что предполагает изменение стиля поведения (от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному). 1
В зависимости от формы совместной деятельности роль взрослого может быть разной: 1
- В закрытой совместной деятельности. 1 Цель и содержание продумываются педагогом, основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей. 1 Как правило, эта форма преобладает в раннем и младшем дошкольном возрасте. 1
- В обращённой совместной деятельности. 1 Цель и содержание продумываются педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы и комментарии детей. 1 Как правило, эта форма преобладает в среднем и старшем дошкольном возрасте. 1
- В открытой совместной деятельности. 1 Цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми. 1 Как правило, эта форма преобладает в старшем дошкольном возрасте. 1
Кроме того, в процессе проектной деятельности взрослый имеет возможность испытать себя в роли партнёра по игре или в роли «коллективного» педагога, сравнить и обогатить свой педагогический опыт. 2