Роль текста в современном информационном обществе меняется, в частности, в следующих направлениях:
- Возрастает значение письменного текста. 1 Виртуальные личности могут общаться друг с другом только посредством письменных текстов, которые создаются в условиях режима реального времени. 1 Текст становится средством самопрезентации и способом коммуникации. 1
- Смыслоформирующий фокус сообщения смещается с текста на визуальный ряд. 2 Происходит фрагментарное восприятие действительности, переход от линейного течения времени к его параллельной или обратной направленности. 2
- Интерпретация текста становится обусловленной не логической связкой «причина — следствие», а ассоциативной алогичной цепью умозаключений. 2 Композиция текста, его сюжетная интрига отходит на второй план, а на первый план выходит субъективная оценка с опорой на эмоционально-экспрессивную составляющую. 2
- Появляется гипертекст. 13 Это текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. 3 Гипертекст способен к многочисленной трансформации, передвижке, интерпретации его содержания многими способами. 1
- Границы между видами информации становятся более гибкими. 5 Текст дополняется изображениями и видео, звуковые сообщения преобразуются в текст, числовые данные визуализируются в графики и диаграммы. 5 Это делает передачу информации более эффективной. 5