Последовательность работы над звуками может меняться в зависимости от вида речевого нарушения. 1
При дизартрии последовательность диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок и структурой дефекта. 1 В первую очередь для коррекции отбираются фонемы с наиболее простой артикуляцией или более сохранные в произношении. 1 Перед вызыванием звуков необходимо добиться различения фонемы на слух. 1
При алалии или ОНР работа над звуками ведётся поэтапно: выработка орального образа произносимого звука, кинестетических ощущений речедвигательного анализатора, упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств. 1
В индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может меняться. 2 Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить сначала их, а затем вернуться к свистящим. 2
Также, если ребёнку в силу возраста не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются. 2 Это позволит избежать возникновения негативизма к занятиям. 2