Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению происходит в младшем школьном возрасте. 12 В этот период мыслительная деятельность ребёнка приобретает двойственный характер: 1
- Конкретное мышление связано с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. 13
- Отвлечённые, формально-логические рассуждения детям ещё не доступны. 13
Некоторые изменения в мышлении ребёнка при переходе к словесно-логическому:
- Изменяется содержание мышления. 4 Теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. 4
- Развивается способность решать более сложные познавательные задачи. 2 Ребёнок учится рассуждать, обосновывать свои суждения, сравнивать, обобщать, конкретизировать. 2
- Умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. 1
- Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. 14