Процесс закрепления звука «В» включает несколько этапов: 2
- Артикуляционная гимнастика. 2 Упражнения направлены на укрепление и развитие подвижности органов речевого аппарата: губ, языка, нижней челюсти. 2
- Развитие фонематического слуха. 2 Ребёнку предлагают различать звук «В» среди других звуков, выделять его в начале, конце и середине слова. 2
- Постановка изолированного звука. 2 Логопед с помощью различных приёмов добивается правильного произношения звука «В» в изолированном виде. 2
- Введение нового звука в речь. 2 Ребёнок отрабатывает произношение звука «В» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах. 2 Важно, чтобы новый звук прочно закрепился в активной речи ребёнка. 2
Некоторые рекомендации по закреплению звука «В» на разных этапах занятий:
- Работа со слогами. 13 Первый этап автоматизации звука «В» — автоматизация в слогах. 3 Нужно чётко повторять, например: «Ва — во — ву – вы», «Вы — вы — вы», «Вы — ва — во – ву», «Ва — ва — ва». 3
- Работа со словами. 1 Необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова, в словах со стечением согласных звуков. 1
- Автоматизация звука в чистоговорках. 3 Чистоговорки проговаривают в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. 1
- Работа с предложениями. 3 Выбор предложений для автоматизации звука «В» должен основываться на возрасте ребёнка. 3
- Использование загадок, стихотворений, рассказов и игр. 1 В работе с загадками предлагают детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. 1 Стихотворения желательно учить, это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. 1
Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. 2 Если ребёнку ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него правильного использования закрепляемого звука в целых предложениях или сразу в повседневной речи будет неэффективно. 2