Михаил Ломоносов реформировал систему русского стиха, утвердив силлабо-тонический принцип. 24 Он считал, что этому принципу соответствуют особенности русского языка: свободное ударение, падающее на любой слог, и обилие как кратких, так и многосложных слов. 2
Ломоносов предложил строить стихи посредством сочетания стоп: двухсложных (хорея и ямба) и трёхсложных (дактиля и анапеста). 3 Допустимы и совмещения двусложных стоп с трёхсложными в пределах одного стиха, хотя «сочетаться» при этом могут лишь однотипные стопы — «восходящие» (ямб и анапест) и «нисходящие» (хорей и дактиль). 3 Количество стоп в стихах должно быть одинаковым. 3
Ломоносов предложил три типа рифм: мужскую, женскую и дактилическую. 2 Он мотивировал это тем, что ударение в русском языке может падать не только на предпоследний, но и на последний, а также на третий от конца слог. 2 В отличие от Тредиаковского, Ломоносов считает возможным сочетание в одном стихотворении мужской, женской и дактилической рифмы. 2
Самым важным открытием Ломоносова в русской литературе стало утверждение четырёхстопного ямба. 14 Он настолько прижился в России, что его использовали такие поэты, как Державин, Пушкин, Баратынский. 1