Лекционно-семинарская система обучения используется в высшем и послевузовском образовании в условиях, когда у обучающихся уже имеется определённый опыт учебно-познавательной деятельности и сформированы основные общеучебные умения, в том числе самостоятельного приобретения знаний. 15
Некоторые особенности использования этой системы:
- Лекции проводятся преподавателем, имеющим высокую квалификацию в данной научной отрасли (профессором или доцентом). 3 Основой содержания учебного материала являются не только учебная литература, но и научные публикации, материалы новейших исследований, а также актуальные события научной и общественной жизни. 3
- На семинарах студенты выступают с докладами и сообщениями, задают друг другу вопросы, участвуют в обсуждении научных и практических аспектов изученного материала. 3 В отличие от урока, семинар предполагает гораздо большую самостоятельность обучающихся. 3 Например, студенты сами выбирают и структурируют материал для доклада, пользуясь различными источниками (преподаватель лишь рекомендует источники и даёт советы). 3
- Лекция может проводиться сразу в большой аудитории (100 и более человек) для целого потока студентов. 3 В потоке могут быть объединены все студенты, изучающие данную дисциплину или её раздел, даже если они обучаются по разным специальностям. 3 Семинар проводится в академической группе (обычно — 15–25 человек) или подгруппе (если группа большая или для освоения материала необходима индивидуализация обучения). 3
- Наряду с лекциями и семинарами, лекционно-семинарская система обучения может включать в себя практические занятия, лабораторные работы и другие виды учебных занятий. 3