Для развития критического мышления при чтении и письме можно использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). 35
Некоторые приёмы, которые помогают развивать критическое мышление при чтении:
- Обучение разным видам чтения. 2 Это может быть просмотровое чтение, чтение с извлечением специальной информации, чтение с извлечением полной информации, аналитическое чтение. 2
- Обучение видеть структуру текста. 2 Нужно научить выделять части текста, которые находятся в определённых причинно-следственных связях, определять эти связи, отделять существенное от несущественного, отвергать ненужную или недостоверную информацию и концентрировать внимание на главном. 2
- Обучение осмысливать текст. 2 Нужно научить рассматривать новую информацию на основе уже имеющихся знаний, отличать факт, который можно проверить, от мнения или суждения, которые являются субъективными и могут содержать ошибки, ведущие к неправильным выводам. 2
- Обучение делать вывод. 2 Нужно научить делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст, строить своё субъективное суждение, стараясь быть честным, объективным, логичным, корректным, избегая категоричности и резкой критики. 2
Некоторые приёмы, которые помогают развивать критическое мышление при письме:
- Приём «Лови ошибку». 3 Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. 3
- Приём «Письмо по кругу». 3 Предполагает групповую форму работы. 3 У каждого ученика должен быть лист бумаги. 3 Нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать своё мнение с членами группы. 3
- Составление кластера. 4 Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. 4
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, реализация (осмысление), рефлексия. 4