Космические аппараты выдерживают перегрузки при спуске с орбиты благодаря различным методам торможения: 14
- Баллистический спуск. 1 При таком спуске вектор равнодействующей аэродинамических сил направлен противоположно вектору скорости движения аппарата. 1 Спуск по баллистической траектории не требует управления и применялся на первых космических кораблях «Восток», «Восход» и «Меркурий». 1
- Планирование. 1 Внешний корпус аппарата в этом случае имеет коническую форму и закруглённое днище. 1 Ось конуса составляет угол с вектором скорости аппарата, за счёт чего равнодействующая аэродинамических сил имеет составляющую, перпендикулярную к вектору скорости аппарата — подъёмную силу. 1 За счёт работы газовых рулей аппарат поворачивается нужной стороной и начинает как бы взлетать по отношению к набегающему потоку. 1 Благодаря этому аппарат снижается медленнее, траектория его спуска становится более пологой и длинной. 1 Максимальные перегрузки и интенсивность аэродинамического нагрева могут быть снижены в несколько раз, по сравнению с баллистическим торможением, что делает планирующий спуск более безопасным и комфортным для людей. 1
- Спуск с помощью парашютов. 1 Этот способ используется после того, как на участке аэродинамического торможения скорость аппарата снизится до величины порядка сотен м/с. 1 Парашютная система в плотной атмосфере гасит скорость аппарата почти до нуля и обеспечивает мягкую посадку его на поверхность планеты. 1
Космонавты выдерживают перегрузки при спуске с орбиты благодаря специальной подготовке и использованию противоперегрузочных костюмов. 8 Чтобы ослабить действие высоких ускорений, космонавта помещают в космическом корабле таким образом, чтобы перегрузки были направлены по горизонтальной оси. 5 Такое положение обеспечивает эффективное кровоснабжение головного мозга космонавта при ускорениях до 10 g, а кратковременно даже до 25 g. 5 При возвращении космического корабля на Землю, когда он входит в плотные слои атмосферы, космонавт испытывает перегрузки торможения, то есть отрицательного ускорения. 5 Космический корабль, входящий в плотные слои атмосферы, ориентируют так, чтобы перегрузки торможения имели горизонтальное направление. 5 Таким образом, их воздействие на космонавта сводится к минимуму. 5 По статистике, космонавты редко испытывают перегрузки, превышающие 4g. 5