Корней Чуковский занимался изучением детской речи, чтобы разобраться, как дети в короткие сроки осваивают «сложившиеся формы родительской и прародительской речи». 1
Писатель собрал сотни примеров детского словотворчества и обобщил свои наблюдения в книге «От двух до пяти». 3 В работе он использовал разговоры, игры, песни из жизни своих детей, а также из жизни многочисленных читателей, которые по просьбе Чуковского делились в письмах диалогами с малышами. 3
Некоторые выводы, к которым пришёл Чуковский:
- Дети подражают взрослым, но делают это творчески. 2 Например, вместо слова «одёжки» маленький мальчик может сказать «одетки», а вместо «обувки» — «обутки». 2
- Дети любят играть со словами. 2 Они сокращают их или соединяют два слова в одно, чтобы выразить свою мысль. 2 Например, превращают «карту» в «мапа» или объединяют «блестящий» и «чистенький» в «блистенький». 2
- Дети изобретают полностью новые слова, основываясь на уже известных корнях. 2 Например, вместо слова «язык» они могут сказать «лизык», а вместо «вазелин» — «мазелин». 2
- Дети интуитивно используют приставки и суффиксы. 2 Даже дети трёх лет умеют добавлять их к словам, при этом сохраняя смысл. 2 Например, говорят «притонула и вытонула» или «отпачкай мне руку». 2