Контент-анализ применяется в политологии и социологии для исследования больших объёмов текстовой информации, выявления ключевых тенденций и скрытых закономерностей. 5
В политологии контент-анализ используется, например, для:
- изучения поведения, стиля принятия решений, ценностно-эмоциональных установок политических акторов; 1
- создания портрета политических установок конкретного политика; 1
- прогнозирования политических решений; 1
- выявления специфических черт характера и деятельности политика с целью формирования или корректировки имиджа политического оппонента; 1
- изучения функционирования избирательной системы. 3
В социологии контент-анализ применяется, в частности, для:
- отслеживания зафиксированных в текстах социальных изменений и социокультурных кодов; 7
- выявления страновой специфики сообщений средств массовой коммуникации; 7
- проверки соответствия содержания сообщения его целям; 7
- кодирования ответов на открытые вопросы; 7
- определения намерений и других характеристик коммуникатора; 7
- оценки психологического состояния индивидов и групп на основе особенностей их коммуникации; 7
- обнаружения элементов пропаганды даже в непропагандистских текстах; 7
- описания эмоциональных и поведенческих откликов аудитории на сообщение; 7
- отражения культурных особенностей групп и обществ; 7
- фиксирования фокуса индивидуального, группового, институционального и социетального интереса и т. д.. 7
С помощью контент-анализа изучают такие материалы, как статьи в СМИ, речи политиков, партийные программы, программы общественных движений, видеоматериалы массовых мероприятий, съездов и митингов, нормативно-правовые акты, рекламные сообщения, произведения художественной литературы, исторические тексты, письма и многое другое. 2