Концептуальный анализ может быть использован в обучении написанию сочинений, чтобы помочь учащимся вычленить в тексте наиболее значимые с точки зрения смысла образы и определить их роль. 1
Некоторые аспекты применения концептуального анализа:
- Подготовка к определённому направлению. 1 Можно сосредоточиться не на формулировке темы, а на концептах, которые лежат в её основе. 1 Например, в направлении «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» можно разобрать концепты «Человек», «Душа», «Свобода», «Ответственность», «Патриотизм», «Любовь», «Цель жизни», «Мечта» и другие. 1
- Определение проблемы в тексте. 2 Концептуальный анализ помогает учащимся осознанно определять проблему текста, формулировать своё мнение и оценку затронутой проблемы, а также аргументировать собственные выводы и приводить уместные примеры. 2
- Комментирование проблемы. 2 Ученики рассуждают по поводу сформулированной проблемы, делают замечания, которые поясняют и раскрывают её суть. 2 Это помогает связать проблему текста с позицией автора. 2
- Развитие творческого мышления. 34 В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа. 34
Концептуальный анализ можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеурочной. 5 Задания в рамках этого метода можно включать в уроки развития речи и при изучении грамматических тем. 5