Концепция зоны ближайшего развития, разработанная Л. С. Выготским, оказала значительное влияние на современную педагогику и психологию. 14
В педагогике на основе этой идеи сформулирован принцип опережающего обучения, впервые реализованный в дидактической системе Леонида Занкова. 1 В соответствии с ним эффективная организация процесса обучения направлена на развитие мыслительной деятельности учащегося и формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими учениками. 1
В теории развивающего обучения Эльконина — Давыдова понятие «зоны ближайшего развития» приобрело функцию общей реальной организации учебной деятельности. 1 В рамках обучения по этой системе усвоение школьниками теоретических знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем. 1
В психологии учёт зоны ближайшего развития позволяет диагностировать возможности и перспективы психического развития детей, а также давать педагогические прогнозы и рекомендации. 1 Кроме того, в последние годы понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социальной психологии в программах внутрикорпоративного обучения (делегирование полномочий, планирование профессиональной карьеры). 1