Концепция зоны ближайшего развития в педагогической практике применяется следующим образом: педагог на уроке с помощью определённых заданий выявляет актуальный уровень развития ученика. 1 После этого составляется график потенциального развития ребёнка, что позволяет создать полную и ясную картину для учителя и помогает составить схему индивидуальной работы с конкретным ребёнком. 1
На основе этой идеи в советской педагогике был сформулирован принцип опережающего обучения. 2 В соответствии с ним эффективная организация процесса обучения определяется его направленностью на развитие мыслительной деятельности учащегося и формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими учениками. 2
В теории развивающего обучения Эльконина Д. Б. — Давыдова В. В. понятие «зоны ближайшего развития» приобрело функцию общей реальной организации учебной деятельности. 2 В рамках обучения по этой системе усвоение школьниками теоретических знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем. 2