Концепция зоны ближайшего развития, сформулированная Львом Выготским, повлияла на современные методы преподавания и обучения, например, через идею индивидуализации учебного процесса. 3
Согласно этой концепции, при обучении нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся, строить образовательные программы с учётом их возрастных возможностей и потребностей. 3 Для этого используют, в частности:
Также на основе концепции зоны ближайшего развития в советской педагогике был сформулирован принцип опережающего обучения, впервые реализованный в дидактической системе Леонида Занкова. 2
Кроме того, концепция зоны ближайшего развития легла в основу теории развивающего обучения Эльконина — Давыдова, где усвоение теоретических знаний происходит в форме постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между учащимися, так и с учителем. 2