Концепция Томаса Куна о научных революциях изменила восприятие научного прогресса, предложив нелинейный подход к развитию науки. 2
Ранее считалось, что наука развивается линейно, накопительным образом, постепенно приближаясь к истине. 1 Кун же предложил циклическую модель, где стабильные периоды нормальной науки прерываются революциями, в ходе которых одна парадигма сменяется другой, полностью переосмысливая понимание мира. 1
Некоторые аспекты влияния концепции Куна на восприятие научного прогресса:
- Акцент на динамичных процессах внутри научного сообщества. 1 Фокус с традиционного «научного метода» перенесён на динамичные и порой драматические процессы, происходящие внутри науки. 1
- Нарушение традиционных представлений о совершенстве научных теорий. 2 Концепция Куна показывает, что научное знание является социально обусловленным и в значительной мере зависит от контекста и культурных факторов. 2
- Развитие новой научной дисциплины — социологии науки. 3 Акцент автора на значимости сообщества учёных, объединённых общей парадигмой, позволил исследователям анализировать научные дисциплины. 3
- Повышение осведомлённости учёных. 1 Употребление термина «смена парадигмы» привело к тому, что исследователи стали более информированными и во многих случаях более открытыми для реальных изменений. 3