Композиционное мышление у детей младшего школьного возраста развивается в процессе изобразительной деятельности. 1 В этот период происходит формирование основных мыслительных действий и приёмов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. 1
Некоторые этапы развития композиционного мышления у младших школьников:
- Накопление опыта восприятия различных по характеру и тематике художественных произведений. 4 Дети осваивают такие понятия, как пятно, линия, изобразительная плоскость, формат, равновесие, симметрия — асимметрия, статика — динамика, ритм. 4
- Формирование способности к ассоциации и импровизации, освоение правил передачи движения, знакомство и творческая работа с композиционными схемами, организация предметов в натюрморте, развитие способности к видению цвета, формы, выразительности произведения искусства. 4
- Формирование навыков самостоятельного и осознанного композиционного поиска для воплощения замысла. 4 При выполнении творческих заданий под руководством педагога дети уделяют внимание передаче смысловых связей изображаемых объектов, используя при этом освоенные композиционные приёмы, заботятся о выразительности композиции, её уравновешенности, динамичности. 4
Продуктом композиционного мышления является изображение, соответствующее воплощаемому замыслу. 1 Работая над композицией, дети должны сочинить художественное произведение, составить его части во взаимосвязи друг с другом. 15