Когнитивные теории памяти могут помочь в понимании процесса обучения, поскольку они объясняют, как разум воспринимает, обрабатывает, хранит, а затем воспроизводит и использует информацию. 2
Некоторые способы, как это происходит:
- Теория когнитивной нагрузки. 12 Согласно ей, учебные программы должны строиться так, чтобы не перегружать мозг учеников. 2 Это связано с особенностями работы памяти: количество информации, которое может удерживаться в кратковременной (рабочей) памяти одномоментно, ограничено. 2 Теория помогает понять, какие факторы влияют на усвоение учебного материала, каким должна быть его сложность, как эффективно распределить и подать информацию. 2
- Теория двойного кодирования. 5 Она предполагает, что существуют две когнитивные подсистемы, которые помогают учащимся воспринимать информацию. 5 Одна занимается обработкой невербальных объектов/событий (т. е. образов), а другая — языка (т. е. символов). 5
- Теория построения ментальных схем. 2 По ней, суть обучения — в построении или изменении (расширении) ментальных схем. 2 Эти структуры содержат группы связанных воспоминаний, понятий или слов. 2 Такой способ организации помогает мозгу извлекать знания из долговременной памяти и подключать к ним новые части информации гораздо быстрее и эффективнее. 2
Таким образом, когнитивные теории памяти позволяют учитывать, как работает память и как в ней сохраняется информация, что помогает разрабатывать эффективные учебные программы. 2