Некоторые виды классификации ошибок в речи подростков:
- Классификация, предложенная Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). 1 В неё входят, например: употребление слова или фразеологизма в несвойственном ему значении, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление фразеологизмов, неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка. 1
- Классификация, предложенная В. И. Капинос. 2 В ней выделяются, в частности: употребление слова в несвойственном ему значении, неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы, употребление слов иной стилевой окраски, смешение лексики разных эпох, неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов, неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. 2
- Классификация, предложенная В. И. Капинос, включает также ошибки в содержании, орфографические, пунктуационные и грамматические. 3
Кроме того, выделяют произносительные, или орфоэпические ошибки (неправильное произношение слов), логические и фактические ошибки, являющиеся следствием недостаточного знания правил логики и описываемых фактов. 3