Ошибки в синтаксических конструкциях в письменной речи можно классифицировать по различным параметрам, среди которых:
- Управление. 3 Например, неправильное употребление падежной формы управляемого слова: «согласно приказУ», «благодаря помощИ», «вопреки обещаниЮ». 5
- Связь между подлежащим и сказуемым. 5 Например, «Все, кто однажды видел море, не забываЕТ его красоты». 5
- Построение предложения с несогласованным приложением. 5 Если перед названием стоит родовое понятие, то само название должно стоять в именительном падеже. 5 Если родового понятия нет, то название ставится в тот падеж, которого требует контекст. 5
- Построение предложения с деепричастным оборотом. 5 Действие деепричастного оборота должно производиться подлежащим. 5 Например, «Закончив школу, слёзы радости побежали по его лицу». 5
- Построение предложения с причастным оборотом. 5 Например, разные формы главного слова и причастия: «В конкурсе выиграет ученик, прочитавшим наибольшее количество книг». 5
- Построение предложения с однородными членами. 5 Важно проверить, какие падежи требуют после себя эти однородные члены. 5 Если один и тот же — ошибки нет, а если разные — то и дополнение у каждого должно быть своё. 5
- Употребление двойного союза. 5 В конструкцию с двойным союзом должны входить только однородные члены, нельзя включать в неё сказуемые. 5 Например, «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки». 5
- Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. 5 Например, «Бабушка связала свитер и подарит его внуку». 5 Если первый глагол, причастие или деепричастие в прошедшем времени, то и вторые глагол, причастие или деепричастие должны стоять в нём же. 5
- Неправильное построение предложения с косвенной речью. 5 Нельзя смешивать косвенную и прямую речь, например: «Он сказал, что, эх, Маша, ты должна прийти завтра в школу». 5
- Ошибка в построении сложного предложения. 5 Однородные части сложного предложения должны стоять в одинаковой форме и отвечать на один вопрос, порядок слов в них должен быть одинаковым. 5 Например, «На уроке обсуждали орфографические правила и как ставить знаки препинания». 5