К. Д. Ушинский способствовал развитию русской педагогики несколькими способами:
- Разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил конкретные правила к их реализации на практике. 1 Ушинский утверждал, что успешность обучения зависит от его доступности, а полученные знания необходимо выстраивать в определённую последовательность и систему. 1
- Обосновал идею народного воспитания, которая послужила основой для создания оригинальной русской педагогики. 2 Учение Ушинского о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали влияние на последующие поколения педагогов. 2
- Разработал методику начального образования. 13 Ушинский разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей. 1
- Утвердил в российской дидактике принцип единства обучения и воспитания, который сегодня является одним из самых важных разделов педагогики и теории образования. 3
- Ввёл звуковой метод обучения грамоте. 5 Ушинский написал первые русские учебники для начального образования — «Родное слово» и «Детский мир». 5
- Ввёл новый стандарт женского образования в России. 5 Ушинский отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке, создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы. 5
Педагогические идеи Ушинского оказали огромное влияние на последующее развитие русской педагогики. 1 Последователями идей Ушинского стали такие видные теоретики и практики русской народной школы, как В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, В. Я. Стоюнин, Д. Д. Семёнов, Д. И. Тихомиров, С. А. Рачинский и другие. 3