Для изучения гласных букв с первоклассниками можно использовать следующие методы и игры:
- Изучение гласных парами. 1 Этот подход помогает детям лучше запоминать гласные, облегчает понимание их взаимосвязей и особенностей произношения. 1 Например, можно учить пары букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. 1
- Использование приёма «Артикуляция звука». 1 Можно показать, как меняется форма рта при произнесении разных гласных. 1 Например, для О-Ё нужно образовать овал, для У-Ю — вытянуть губы в трубочку, для Ы-И — тянуть губы до ушей, где «Ы» произносится без улыбки, а «И» — с улыбкой. 1
- Игры с использованием предметов, названия которых содержат разные гласные. 1 Можно поместить предметы в мешочек и попросить ребёнка достать один предмет, не глядя в мешочек. 1 После извлечения предмета ребёнок должен назвать предмет и гласные в слове. 1
- Гласные пирамиды. 1 Нужно нарисовать на картоне пять пирамид, каждая из которых обозначена одной из гласных. 1 Дети выбирают карточку и размещают её у основания соответствующей пирамиды, если главный гласный звук в слове совпадает с гласной на пирамиде. 1
- Поймай гласную. 1 Нужно распределить на полу большие буквы, вырезанные из картона или бумаги. 1 Ведущий говорит слово, и дети должны как можно скорее встать на букву, соответствующую гласной в начале этого слова. 1
- Ударение и гласные. 1 Ребёнок выбирает слово и произносит его, делая ударение на каждой гласной. 1 Например, в слове «компот» — «ко-ом-по-от». 1
Также можно проводить графические диктанты, при которых слова не записываются целиком, а графически, и нужный гласный вписывается в начало, середину или конец слова. 2