Для измерения уровня речевого развития у дошкольников можно провести диагностику по следующим направлениям: 1
- Развитие фонематического слуха и звукового анализа. 1 Определяется степень развитости восприятия речи на слух, позиции звуков в слове, правильность произношения отдельных звуков. 1
- Формирование лексического строя речи. 1 Оценивается объём активного словаря ребёнка, умение строить связные фразы и высказывания, быстро подбирать слова, отождествляющие конкретный объект и его смысловое назначение. 1
- Формирование грамматического строя речи. 1 Выявляется умение правильно строить простые и сложные предложения, использовать верные грамматические конструкции, применять различные части речи в предложении в верном сочетании. 1
- Уровень осмысленности речи. 1 Речь ребёнка должна носить осознанный характер: он должен понимать, о чём говорит, что имеет в виду. 1
- Связная речь. 1 Проверяется на основе умения строить связный рассказ, пересказывать текст, строить монологи разной длительности и сложности. 1
Для диагностики можно использовать игровые задания в словесной форме и с использованием наглядного материала. 4 Например, для выявления уровня развития лексического строя подойдут словесные упражнения, а для исследования грамматического строя — наглядный материал для построения предложений по схемам или составления описания по картинке. 1
Также важное место занимает метод наблюдения. 4 На основе наблюдения за ребёнком в разных видах деятельности (игра, общение, труд) педагог может выявить сформированность многих речевых умений. 4
Диагностическое обследование речевого развития может проводиться три раза в год: в начале, середине и конце учебного года. 4 Результаты целесообразно представлять в табличной форме. 4