Для измерения уровня речевого развития у дошкольников можно провести диагностику по следующим направлениям: spravochnick.ru
- Развитие фонематического слуха и звукового анализа. spravochnick.ru Определяется степень развитости восприятия речи на слух, позиции звуков в слове, правильность произношения отдельных звуков. spravochnick.ru
- Формирование лексического строя речи. spravochnick.ru Оценивается объём активного словаря ребёнка, умение строить связные фразы и высказывания, быстро подбирать слова, отождествляющие конкретный объект и его смысловое назначение. spravochnick.ru
- Формирование грамматического строя речи. spravochnick.ru Выявляется умение правильно строить простые и сложные предложения, использовать верные грамматические конструкции, применять различные части речи в предложении в верном сочетании. spravochnick.ru
- Уровень осмысленности речи. spravochnick.ru Речь ребёнка должна носить осознанный характер: он должен понимать, о чём говорит, что имеет в виду. spravochnick.ru
- Связная речь. spravochnick.ru Проверяется на основе умения строить связный рассказ, пересказывать текст, строить монологи разной длительности и сложности. spravochnick.ru
Для диагностики можно использовать игровые задания в словесной форме и с использованием наглядного материала. testuser7.narod.ru Например, для выявления уровня развития лексического строя подойдут словесные упражнения, а для исследования грамматического строя — наглядный материал для построения предложений по схемам или составления описания по картинке. spravochnick.ru
Также важное место занимает метод наблюдения. testuser7.narod.ru На основе наблюдения за ребёнком в разных видах деятельности (игра, общение, труд) педагог может выявить сформированность многих речевых умений. testuser7.narod.ru
Диагностическое обследование речевого развития может проводиться три раза в год: в начале, середине и конце учебного года. testuser7.narod.ru Результаты целесообразно представлять в табличной форме. testuser7.narod.ru