От третьего к четвёртому классу умственные способности детей, как правило, опираются на знания и представления, которые сложились в процессе обучения. 1
Некоторые изменения, которые происходят в интеллектуальном развитии школьников в этот период:
- Развитие понятийного мышления. 14 Дети учатся устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и общие понятия, находить связи между родовым и видовым понятием. 1
- Умение давать обоснованные доказательства и разворачивать аргументацию. 1 Если в предыдущих классах дети часто подменяли аргументацию и доказательство указанием на реальный факт или опирались на не всегда правомерную аналогию, то к 3–4-му классам ученики должны уметь дать обоснованное доказательство и развернуть аргументацию. 1
- Развитие способности управлять своими психическими процессами. 2 Школьники учатся владеть вниманием, памятью, мышлением. 2
- Формирование индивидуального стиля учебной работы. 2 К четвёртому классу у большинства детей уже складывается общий подход к выполнению учебных заданий. 2
- Дифференциация учебных интересов. 2 У школьников складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше. 2 Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребёнка. 2