С переходом от авторитарной педагогики к гуманистической изменяются роли участников педагогического процесса, в частности:
- Учитель в авторитарной педагогике является единственным организатором учебного процесса, взаимодействие основано на монологе учителя и фронтально-групповой работе. tabl.god-tigra.ru Учитель в таких отношениях является субъектом, а ученик — объектом воздействия. tabl.god-tigra.ru В гуманистической педагогике учитель выступает как фасилитатор обучения, то есть создатель определённой атмосферы в обучении, при которой учащиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих. nsportal.ru
- Ученик в авторитарной педагогике подчиняется воле учителя, его инициативе и самостоятельности препятствуют. multiurok.ru В гуманистической педагогике за учеником закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. multiurok.ru Ученик становится полноправным участником педагогического процесса, возникает доверительные, непринуждённые отношения между детьми и взрослыми. tabl.god-tigra.ru
- Приоритеты также различаются: авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, а гуманистическая — на изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. tabl.god-tigra.ru
Таким образом, в гуманистической педагогике ученик и учитель являются организаторами учебного процесса, и оба являются субъектами процесса и активны по отношению друг к другу. tabl.god-tigra.ru