Принципы финансирования государственных и частных образовательных учреждений могут изменяться в зависимости от задач, которые ставит перед собой государство. 1
Некоторые примеры изменений:
- Целевое финансирование. 1 Если нужно обеспечить определённые сферы экономики высококвалифицированными специалистами, то предпочтительнее целевое финансирование, дифференцированное по специальностям и вузам. 1
- Повышение конкуренции. 1 В таком случае финансирование направлено на установление соревновательных отношений между участниками рынка за право предоставления образовательных услуг по государственному заказу. 1
- Решение социальных задач. 1 Например, обеспечение доступности образования, занятости студентов и преподавателей. 1 В этом случае финансовые потоки могут иметь разные адреса. 1
- Многоканальное финансирование. 34 Оно сочетает различные источники, которые демонстрируют соотношение частных и публичных интересов в сфере образования. 3
- Использование внебюджетных источников финансирования. 5 В условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль таких источников, которые могут привлекаться образовательными учреждениями. 5
Также существуют разные модели финансирования высшего образования, например:
- Формирование свободного рынка. 3 Предполагает переход с государственного финансирования на долевое, где некоторую часть оплачивают государство, регионы, общины, заинтересованные в определённой сфере знаний предприятия, частные благотворительные организации и сами потребители образовательных услуг. 3
- Формирование общественного рынка. 3 Предполагает частичное использование рыночных отношений в сфере высшего образования, сокращение государственной финансовой поддержки в расчёте на одного студента с параллельным ростом частного финансирования. 3