С переходом от классической к неклассической парадигме понимание предмета науки изменилось следующим образом: предметом стала не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом. 13
Некоторые другие изменения:
- Наука стала изучать не неизменные вещи, а вещи в конкретных условиях их существования. 12 Исследователь фиксирует только конкретные результаты взаимодействия изучаемого объекта с прибором, из-за чего возникает некоторый «разброс» в конечных результатах исследования. 1
- Вселенная стала рассматриваться как сеть взаимосвязанных событий. 1 Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет абсолютного характера, а зависит от свойств остальных участков сети. 1
- Общенаучная картина мира перестала считаться вечной и неизменной истиной и стала осознаваться как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире. 1